Содержание
Пояснительная записка
3
Раздел I. Целевой раздел
1.1 Цели и задачи реализации программы
4
1.2 Принципы реализации программы
4
1.3 Ожидаемые результаты
7
Раздел II. Содержательный раздел
2.1 Упражнения на подробное знакомство с буквой
9
2.2 Упражнения на развитие мелкой моторики
9
Раздел III. Организационный раздел
3.1 Учебно-тематический план (младший возраст 3-4 года)
10
3.2 Учебно-тематический план (средняя группа 4-5 лет)
11
3.3 Содержание программы (младший возраст 3-4 года)
12
3.4 Содержание программы (средняя группа 4-5 лет)
15
Список литературы
19
Пояснительная записка
Известный российский психолог Р. С. Немов, а также многие современные ученые считают, что дошкольники готовы к обучению грамоте уже к тремчетырем годам. Именно этот период считают периодом «языковой одаренности», когда дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи,
происходит формирование мыслительных операций.
Программа учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы дошкольников и членов их семей. Использование инновационных игровых
методик, ориентированных на игру как на основную форму деятельности дошкольника позволяет успешно реализовывать основные задачи.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать
мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой
моторики и зрительно- двигательной координации.
В Программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к развитию детей.
При системном подходе рассматриваются пути освоения ребёнком языка в единстве сознания и деятельности.
Комплексный подход требует взаимодействия разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания)
Теоретический подход основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
При личностном подходе рассматривается процесс обучения детей с учётом их психофизиологических особенностей.
Программа направлена на общее, интеллектуальное развитие детей.
Раздел I. Целевой раздел
1.1
Цели и задачи реализации программы
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Программа не ставит задачу научить детей читать и писать, основная задача
– приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.
Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и звуками, что делает обучение интересным. Работа по
данной методике предусматривает обучение детей звукобуквенному анализу на материале алфавита, однако последовательность изучения отличается
от традиционной - она реализуется в соответствии с методическими разработками Е. В. Колесниковой.
Цель: знакомство с буквами и закрепление зрительного образа букв через различные виды восприятия, с помощью разнообразных игровых приемов.
Задачи:
познакомить со звуком, как единицей речи, обозначение звука буквой;
научить определять в слове первого звука; наличию заданного звука в слове;
научить подбирать слово на заданный звук, обозначить звук буквой.
развить фонематический слух;
развитие звукобуквенного анализа;
формирование графических навыков;
овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её как самостоятельно, так и с небольшой помощью взрослого;
развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
формирование интереса к родному слову и словесному творчеству.
1.2 Принципы реализации кружка
I год обучения – дети 3 – 4 лет; II год обучения – дети 4 – 5лет. Занятия проводятся по подгруппам. Наполняемость группы не более 5 – 7 человек.
Продолжительность одного занятия от 15 до 20 мин.
Первый год обучения рассчитан на детей младшей группы и представляет собой период обучения с усвоением 15 букв, так как большую часть звуков
дети в силу своего возраста не выговаривают. С помощью определенных артикуляционных упражнений ведется подготовка к формированию
правильного произношения более трудных звуков.
Второй год обучения рассчитан на детей средней группы и включает в себя более углубленное изучение звуков: характеристика звуков по способу
образования, по акустическим признакам, дифференциация по мягкости - твердости.
Данная программа носит спиралевидный характер, поэтому второй год обучения является независимым от первого года обучения, т.е. дети, не
обучающиеся в младшей группе могут начать обучение со второго года (среднего возраста) и полностью овладеть программой.
Формы работы с детьми в рамках программы:
Групповые занятия (продолжительность занятий зависит от возрастной категории детей).
Группа
Время занятия
Младшая группа
15мин
Средняя группа
20мин
Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов
наблюдений педагога.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал,
так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Последовательность изучаемых букв обусловлена последовательностью постановки
звуков педагогом. Сначала изучаются буквы, обозначающие гласные звуки, затем согласные от простых в произношении к сложным.
Занятия проводятся в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Оснащение занятий:
1. Магнитная азбука (демонстрационная)
2. Касса букв и слогов (раздаточный материал)
3. Кубики «Мои первые буквы».
4. Наборы серий сюжетных картинок для развития связной речи
5. Настольно-печатные игры.
6. Предметные игрушки.
7. Доска.
8. Цветные мелки.
9. Цветные карандаши, простой карандаш, ручка.
10. Н. Жукова «Букварь»
11. Разрезная азбука.
12. Пластилин
13. Доска для лепки.
Принципы проведения занятий:
1. Последовательности (все задачи решаются методом усвоения материала
«от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
2. Доступности (заключается в простоте изложения и понимания материала); 3.Наглядности (предлагает наличие большого количества
наглядного,
раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
4. Индивидуализации (учитывает психологические особенности дошкольников);
5. Результативности (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
6. Межпредметности (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:
Организационный момент:
- создание эмоционального настроя в группе.
- упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.
Актуализация знаний:
- сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;
- выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.
Изложение нового материала:
- подача новой информации на основе имеющихся данных.
Закрепление изученного материала:
Задания на закрепление полученных знаний (обучение звуковому анализу и синтезу слов, соотнесение звука и буквы, развитие фонематического и
речевого слуха, отработку навыка чтения). Отработка полученных навыков на практике.
Подведение итогов занятия:
- обобщение полученных знаний.
Работа с родителями
Познакомить родителей с программой кружка «Букварики» на родительском собрании, в индивидуальных беседах, через информационный стенд
группы, где необходимо отразить, чем ребёнок занимается в группе, предложить материал для домашних занятий. Предложить список рекомендуемой
литературы для дошкольников.
1.3 Ожидаемые результаты Младший возраст (3-4 года):
1.
Ребенок научится выделять заданный звук из потока речи: хлопнуть в ладоши, выставить фишку.
2.
Обозначать заданный звук буквой.
3.
Выбрать картинку на заданный звук.
4.
Выделить звук в слове голосом.
5.
Дать характеристику звука: гласный или согласный, выбрать нужный символ.
6.
Заштриховать или закрасить букву.
7.
Найти неправильную букву, уметь ее исправить.
Средняя группа (4-5 лет):
1.
Ребенок научится выделять заданный звук из потока речи: хлопнуть в ладоши, выставить фишку.
2.
Обозначать заданный звук буквой.
3.
Подбирать слова с заданным звуком.
4.
Выбрать картинку на заданный звук.
5.
Выделить звук в слове голосом.
6.
Назвать все гласные звуки в слове.
7.
Дать характеристику звука: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий, выбрать нужный символ.
8.
Заштриховать или закрасить букву.
9.
Найти неправильную букву, уметь ее исправить.
10. Уметь выполнить звуковой анализ буквосочетаний ИАО, АОУ…,
записать буквосочетания самостоятельно.
Раздел II. Содержательный раздел
•
Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные, согласные, твердые и мягкие согласные).
Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове,
одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук.
Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.
Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука
и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети среднего дошкольного возраста учатся
писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – запоминания
правильного зрительного образа буквы, подготовки к звукобуквенному анализу, а также способствует развитию графических навыков.
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и
конце; и обозначаются - красными фишками, фигурами - символами. Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными простыми в
произношении: М, Т, Х, П, Б, Н…
Дети второго года обучения углубленно знакомятся со звуком, узнают характеристику звука по артикуляционным и акустическим признакам.
По мере ознакомления с согласными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синя фишка, мягкий согласный –
зеленая фишка. Продолжается подготовка артикуляционного аппарата к правильному произнесению свистящих, шипящих, сонорных звуков.
На занятиях используются игровой материал, куклы сказочных персонажей
2.1 Упражнения на подробное знакомство с буквой:
Рассматривание каждой буквы, на что похожа, из каких элементов состоит буква, осязание буквы (ощупывание руками объемной буквы), выкладывание
буквы из различного материала, лепка буквы, запоминание стихов про каждую букву, отгадывание загадок, придумывание слов на заданную букву,
"письмо" буквы по опорным точкам, дорисовывание недостающих элементов буквы, поиск заданной буквы среди других букв, сравнение буквы с
другими буквами, печатание буквы с ориентировкой на образец.
2.2 Упражнения на развитие мелкой моторики
Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями. Оптимальным средством развития первоначальных навыков письма
являются альбомы с практическими заданиями, дающие возможность ребенку самостоятельно действовать (штриховать, закрашивать, соединять,
дорисовывать и т.д.).
Штриховка - до и после знакомства с буквами. Вначале
•
•
используются для штриховки трафареты с геометрическими фигурами, далее
используются трафареты, изображающие предметы и фигуры животных, а также набор разных лекал.
Раскрашивание букв в соответствии с образцом.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук: "обведи пальчиком букву", ощупывание руками объемной буквы с закрытыми глазами,
"пальчиковый алфавит" (изобрази букву пальцем в воздухе, напиши на столе), "вылепи букву…", "выложи букву из...", запускание пальцами мелких
"волчков", задания на соединение буквы и картинки и др.
Раздел III. Организационный раздел
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы (младший возраст 3-4 года)
Месяц
Тема
Количество
часов
Октябрь Итого: 1 час
4 занятия в месяц
Ноябрь Итого: 1 час
4 занятия в месяц
Декабрь Итого: 1 час
4 занятия в месяц
Январь Итого: 1 час
4 занятия в месяц
Февраль Итого: 1 час
4 занятия в месяц
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
Речевые и неречевые звуки.
«Сказка о язычке».
Звук [у].
Буква «У».
Звук [а].
Буква «А».
Звуки [у, а].
Буквы «У,А».
Звук [о].
Буква «О».
Звуки [у, а, о].
Буквы «У,А,О».
Звук [и].
Буква И.
Звук [ы].
Буква « Ы».
Звуки [и, ы],
Буквы « И,Ы».
Звук [э].
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
Март Итого: 1 час
4 занятия в месяц
Апрель Итого: 1 час
4 занятия в месяц
4.
1.
Буква «Э».
Гласные звуки. Уточнение артикуляции.
15 минут.
15 минут.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
Гласные буквы.
Праздник гласных букв.
Сказка о согласных звуках.
Звук[м],. Буква «М».
Звук [н]. Буква «Н».
Гласные и согласные звуки.
Гласные и согласные буквы.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
15 минут.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы (средняя группа 4-5 лет)
Месяц
Тема
Количество
часов
Октябрь Итого: 1 час
20мин
4 занятия в месяц
Ноябрь Итого: 1 час
20мин
4 занятия в месяц
Декабрь Итого: 1 час
20мин
4 занятия в месяц
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
Речевые и неречевые звуки.
«Сказка о Веселом язычке»
Гласные звуки. Звук и буква У.
Звук [а]. Буква А.
Звуки [у, а].
Буквы У, А.
Звук [о]. Буква О
Звуки [у,а,о]. Буквы У, А, О.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
1.
2.
3.
4.
Звук и буква Э.
Звук и буква И.
Звук и буква Ы.
Гласные звуки и буквы. Обобщение.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
1.
Праздник гласных звуков.
20 минут.
Январь Итого: 1 час
20мин
4 занятия в месяц
Февраль Итого: 1 час
20мин
4 занятия в месяц
Март Итого: 1 час
20мин
4 занятия в месяц
Апрель Итого: 1 час
20мин
4 занятия в месяц
2.
Сказка о согласных звуках. Звук
[М].
20 минут.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
Звуки [М], [Мь].Буква М.
Звуки [П],[Пь]. Буква П.
Звуки [Б],[Бь]. Буква Б.
Звуки [Д],[Дь]. Буква Д.
Звуки [Т],[Ть]. Буква Т.
Звуки [Н],[Нь]. Буква Н.
Звуки [Г],[Гь]. Буква Г.
Звуки [К],[Кь]. Буква К.
Звуки [Х], [Хь]. Буква Х.
Звуки [В],[Вь]. Буква В.
Звуки [Ф],[Фь]. Буква Ф.
Звуки [Л],[Ль]. Буква Л.
Гласные и согласные звуки.
Гласные и согласные буквы.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
20 минут.
Содержание программы дополнительного образования детей. (младший возраст 3-4 года)
Месяц
Программное содержание
Темы занятий
октябрь
-ознакомление с понятиями: «звук»,
«речевой» звук и «шумовой» звук;
- обучение различению на слух речевых и неречевых
звуков;
-развитие четкого и правильного произношения звука
[у] в
1.Речевые и
неречевые звуки.
2.«Сказка о язычке».
3.Звук [у].
4.Буква «У».
звукоподражательных упражнениях с опорой на
символы;
- развитие слухового внимания и памяти;
-ознакомление с органами артикуляции;
- формирование представления о связи звука с
артикуляцией;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики, тактильных ощущений;
- ознакомление с понятием «буква», графическим
образом буквы У
ноябрь
1. Звук [а].
- развитие фонематического слуха;
- ознакомление с символами изучаемых речевых звуков;
2.Буква «А».
- развитие речевого дыхания, просодической стороны
речи;
3.Звуки [у, а].
- активизация умения различать и называть основные 4.Буквы «У,А».
цвета;
- развитие слухового внимания, памяти;
- развитие зрительного внимания, памяти, логического
мышления;
- развитие первоначальных графических навыков;
- ознакомление с графическими образами изучаемых
букв «У», «А»;
-формирования умения дифференцировать изученные
звуки, буквы;
декабрь
- закрепление умения дифференцировать понятия
1. Звук [о].
«звук» и «буква»;
- обучение четкой и правильной артикуляции звука[о] с 2.Буква «О».
опорой на звуковой символ;
-формирование представление об
единственно-правильной артикуляции для каждого
звука;
- развитие слухового внимания, памяти;
3. Звуки [у, а, о].
4. Буквы «У,А,О».
- развитие тактильной памяти, ориентировки на листе
бумаги;
- ознакомление с графическим образом буквы «О»
- развитие логического мышления: умения соотносить
усвоенные знания с
изображением на картинке;
- формирование умения дифференцировать изученные
звуки и буквы
январь
- обучение четкой и правильной артикуляции звуков [и], 1. Звук [и].
[ы] с опорой на звуковые
символы;
2.Буква И.
-развитие восприятия и различения оттеночных цветов;
-воспитание внимания и требовательности к
3.Звук [ы].
собственному произношению;
4. Буква « Ы».
- закрепление умения дифференцировать звуки в
звукоподражательных упражнениях;
- развитие фонематического слуха;
- формирование направленного речевого выдоха;
- развитие мелкой моторики посредством специальных
упражнений;
- развитие ориентировки на листе
бумаги; упражнение в выполнении простых
инструкций: штриховки, обводки,
закрашивании букв;
- развитие зрительного внимания, памяти
февраль
- закрепление умения дифференцировать на слух
1. Звуки [и, ы],
2. Буквы « И,Ы».
гласные звуки, схожие по
артикуляционным признакам;
3. Звук [э].
-развитие просодической стороны речевого
высказывания;
4. Буква «Э».
- формирование умения подбирать слова на заданный
звук;
- формирование умения выделять первый гласный звук
в словах-именах;
- ознакомление с графическим образом буквы
«Э»;
- развитие логического мышления и зрительного
внимания и памяти посредством добавления
недостающих элементов букв;
- развитие координации речи с движением
-стимулирование зрительно-поисковой
активности, избирательности зрительного восприятия
март
апрель
-развитие фонематического слуха, кинестетического
восприятия;
-закрепление умения дифференцировать гласные звуки
и буквы;
- формирование умения подбирать слова на заданный
звук;
-развитие чувство ритма; упражнение в произнесении
слов по слогам;
- развитие графического навыка, зрительного
восприятия, логического мышления
посредством специальных дидактических игр с
буквами;
- развитие воображения, зрительной, тактильной
памяти
1.Гласные звуки.
Уточнение
артикуляции.
-формирование представления о согласных звуках;
-воспитание дифференцированной реакции на звук;
- обучение четкой и правильной артикуляции звуков
[м], [н] с опорой на звуковые символы;
-ознакомление с графическими образами изучаемых
букв «М», «Н»;
- формирование умения дифференцировать гласные и
согласные звуки и буквы
1. Звук[м],. Буква
«М».
2. Гласные буквы.
3. Праздник гласных букв.
4. Сказка о согласных
звуках.
2. Звук [н]. Буква «Н».
3. Гласные и
согласные звуки.
4. Гласные и
согласные буквы.
- формирование умения подбирать слова по
одинаковому первому звуку в слове с опорой на
картинки;
- развитие межполушарного взаимодействия
посредством специальных
кинезиологических упражнений
Содержание программы дополнительного образования детей. (средняя группа 4-5 лет)
Месяц
Программное содержание
Темы занятий
октябрь
- Ознакомление с понятиями:
«звук», «речевой» звук и «шумовой» звук.
- Обучение различению на слух речевых и
неречевых звуков;
- развитие слухового внимания и памяти;
-ознакомление с органами
артикуляционного аппарата;
1. Речевые и неречевые звуки.
2. «Сказка о Веселом язычке»
3. Гласные звуки. Звук и
буква У.
4. Звук [а]. Буква А.
- развитие фонематического слуха;
- обучение
интонационному выделению изучаемого
звука;
- развитие силы речевого выдоха;
- ознакомление с понятиями:
«гласные звуки»,
«буква».
- Знакомство с символом звука.
- Анализ графической формы буквы У.
- развитие мелкой моторики, тактильных
ощущений;
ноябрь
- развитие фонематического слуха;
- ознакомление с символами изучаемых
1. Звуки [у, а].
речевых звуков;
- развитие слухового внимания, памяти;
- упражнение в определении начального
гласного в слове;
- развитие мелкой моторики;
2. Буквы У, А.
3. Звук [о]. Буква О
4. Звуки [у,а,о].
Буквы У, А, О.
- формирования умения
дифференцировать изученные звуки, буквы;
- развитие силы речевого выдоха;
- упражнение в
слитном пропевании звуковых цепочек;
- развитие зрительного внимания, памяти,
логического мышления;
- закрепление графических образов
изучаемых букв «У», «А»;
декабрь
- закрепление умения
дифференцировать понятия «звук» и
«буква»;
- развитие слухового внимания, памяти;
- упражнение в определении начального
гласного в слове;
1.Звук и буква Э.
2. Звук и буква И.
3. Звук и буква Ы.
4. Гласные звуки и буквы.
Обобщение.
- упражнение в
слитном пропевании звуковых цепочек
- анализ звуковых цепочек;
- обучение четкой и правильной
артикуляции звуков [и], [ы] с опорой на
звуковые символы;
- развитие тактильной памяти, ориентировки
на листе бумаги
- развитие первоначальных графических
навыков: анализ
графической формы изученных букв.
Обведение образца по точкам.
январь
- Учить подбирать слова на заданный
гласный звук.
- Закрепление умения сравнивать слова по
звучанию;
- Ознакомление с протяженностью слов:
определение наличия гласных звуков в
слове;
1. Праздник гласных
звуков.
2. Сказка о согласных звуках. Звук
[М].
3. Звуки [М], [Мь].Буква М.
4. Звуки [П],[Пь]. Буква П.
- Знакомство с понятием «согласный звук»,
- Характеристика изучаемых звуков по
акустическим
и артикуляционным признакам;
- Стимулирование зрительно – поисковой
активности
избирательности зрительного восприятия.
- ознакомление с понятиями:
«твердый согласный», «мягкий согласный»;
- формировать умение различать и
произносить изолированно звуки в
игровых упражнениях;
февраль
- Учить определять наличие звука среди
звуков, в слогах, словах;
1. Звуки [Б],[Бь]. Буква Б.
2. Звуки [Д],[Дь]. Буква Д.
- продолжить учить
3. Звуки [Т],[Ть]. Буква Т.
характеризовать изучаемый звук;
4. Звуки [Н],[Нь]. Буква Н.
- формирование умения подбирать слова на
заданный звук;
- развитие чувство ритма;
упражнение в произнесении слов по слогам;
- развитие графического навыка, зрительного
восприятия,
логического мышления посредством
специальных дидактических игр с буквами;
- развитие воображения, зрительной,
тактильной памяти
март
- Уточнить артикуляцию звуков [Г], [К], [Х]; 1. Звуки [Г],[Гь]. Буква Г.
[В], учить выделять
2. Звуки [К],[Кь]. Буква К.
эти звуки из состава слова.
3. Звуки [Х], [Хь]. Буква Х.
- Познакомить с буквами. Учить соотносить
4. Звуки [В],[Вь]. Буква В.
звук и букву.
- Формирование графо – моторных навыков.
-формирования умения
дифференцировать изученные звуки,
различать буквы;
апрель
- формирование представления о согласных 1. Звуки [Ф],[Фь]. Буква Ф.
звуках;
2. Звуки [Л],[Ль]. Буква Л.
-воспитание дифференцированной реакции
3. Гласные и согласные звуки.
на звук;
- обучение четкой и правильной артикуляции 4. Гласные и согласные буквы.
изученных звуков;
- ознакомление с графическими образами
изучаемых букв «В», «Ф»,
«Л»;
- формирование умения
дифференцировать гласные и согласные
звуки и буквы
- формирование умения подбирать слова по
одинаковому первому звуку в слове с
опорой на картинки;
- развитие межполушарного взаимодействия
посредством
специальных кинезиологических
упражнений
Техническое оснащение игровых занятий:
1. Цветные карандаши, простой карандаш.
2. Разрезная азбука.
3. Пластилин
4. Доска для лепки.
5. Магнитная азбука (демонстрационная)
6. Касса букв и слогов (раздаточный материал)
7. Индивидуальные планшеты с клеточным пространством, маркеры, тряпочки
8. Кубики «Мои первые буквы», «Весёлый алфавит»
9. Плакаты «Алфавит», «Алфавит для малышей» 10.Индивидуальные карточки.
11. Наглядный материал: игрушки, муляжи, шнурочки, природный материал, бросовый материал.
12. Предметные картинки на каждый звук.
Список литературы
1. Маханёва М.Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4—5 лет. Методическое пособие. 2-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2017.
2. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. М., 1995- 2014.
3. Учебно – методическое пособие «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2016
4. Демонстрационный материал «Звуки и буквы» Е. В. Колесникова. Москва.
«Ювента» 2016 г.
5. Рабочая тетрадь «Раз словечко, два словечко» для детей 3-4 лет. Е. В. Колесникова. Москва. «Ювента» 2018 г.
6. Бухарина К. Е. «Ознакомление дошкольников 4-6 лет с предлогами. Методическое пособие для работников ДОО и родителей» - СПб: ООО «И.:
ДЕТСТВО ПРЕСС», 2020
7. Виноградова Е. А. «Конспекты логопедических занятий: обучение грамоте детей с недоразвитием речи ».- Ростов н/Д: Феникс, 2021
8. Жукова Н.С. «Букварь»: Учебное пособие/ М. Изд-во ЭКСМО, 2013.
9. Крупенчук О.И. «Учим буквы»- СПб: «Литера».
10. Марцинкевич Г. Ф. «Обучение грамоте детей дошкольного возраста: планы занятий» - Волгоград: учитель, 2006.
11. Новикова Е. В. «Логопедическая азбука: от звука к букве» - М.: изд. Гном и Д, 2001.
12. Цуканова С. П., Бетц Л. Л.: Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного
возраста 1, 2, 3 период «Учим ребёнка говорить и читать», 2019, 2022 г.