П
ояснительная записка
Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребенка уверенности в себе,
развитию его мышления, коммуникативных качеств. К 5 годам ребенок должен овладеть четким произношением всех
звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого
аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности произвольных движений и т.д.
Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются.
Известно, что ребенок развивается в движении. Ученые коррекционной педагогике доказали филогенетическую связь
между развитием движений и речи. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности и
монотонности речи, которые свойственны детям с речевыми нарушениями. Развитие движений в сочетании со словом и
музыкой представляет собой целостный воспитательно-образовательный и коррекционный процесс. Коррекция
нарушенных и развитие сохранных функций требуют от ребенка собранности, внимания, конкретности представления,
активности мысли, развития памяти (образной, эмоциональной, словесно-логической, двигательно-моторной,
произвольной).
Не каждый ребенок имеет возможность посещать специализированное дошкольное учреждение или логопедическую
группу. Поэтому возникла необходимость в осуществлении дополнительных видов работ по коррекции речевых нарушений
и одним из таких видов речевой работы стали занятия по логоритмике.
Цель: коррекция речевых нарушений через развитие неречевых и речевых психических функций.
Коррекционно-развивающие задачи:
➢ развивать речевое дыхание;
➢ развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
➢ развивать тонкие движения пальцев рук;
➢ развивать фонематическое восприятие;
➢ формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
➢ формировать грамматический строй и связную речь.
Образовательные задачи:
➢ формировать двигательные умения и навыки;
➢ развивать пространственные представления;
➢ развивать переключаемость и координацию движений;
➢ развивать ритмическую выразительность;
➢ развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
➢ развивать коммуникативные умения и навыки;
➢ воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
Оздоровительные задачи:
➢ укреплять костно-мышечный аппарат;
➢ формировать правильную осанку, походку;
➢ развивать координацию движений и моторных функций.
Принципы организации занятий:
▪ принцип систематичности;
▪ принцип учета структуры речевого нарушения и уровня речевого развития;
▪ принцип учета особенностей высшей нервной деятельности;
▪ принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
▪ принцип наглядности;
▪ принцип всестороннего воздействия;
▪ принцип комплексности и поэтапности.
➢ Научно-методическое обеспечение программы
➢ 1.Нормативно-правовое обеспечение
➢ - Закон РФ «Об образовании»
➢ - Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и
Госсанэпиднадзора
➢ - Инструктивно-методическое письмо………
➢ - Устав образовательного учреждения
➢
2.Программы и методики, направленные на развитие ребенка
➢ - программы Г.А. Волковой, Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, М., 1983;
➢ - методики М.Ю.Картушиной, Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4, 5-6, 6-7 лет – М.: ТЦ Сфера,
2008;
➢ - Методика игрового обучения С.и Е. Железновых (аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии
«Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая логоритмика»)
➢ - Фонопедический метод развития голоса В.А. Емельянова
Коррекционно-образовательная работа осуществляется поэтапно:
I этап – подготовительный.
▪ Создание благоприятных условий для логоритмических занятий.
▪ Формирование слухового и зрительного внимания.
▪ Развитие голоса, звукообразования и певческих навыков.
▪ Развитие чувства ритма.
▪ Развитие общей и мелкой моторики.
▪ Обогащение пассивного и активного словаря.
▪ Коррекция эмоционально-личностной сферы.
▪ Воспитание координации движений и ориентировки в пространстве.
II этап – формирование первичных произносительных умений и навыков.
▪ Укрепление мышц артикуляционного аппарата.
▪ Развитие звуковысотности и силы голоса.
▪ Развитие фонематического восприятия.
▪ Закрепление навыков релаксации для снятия эмоционального и физического напряжения.
III этап – формирование коммуникативных умений и навыков.
▪ Закрепление двигательных умений, ручной моторики.
▪ Развитие мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления.
▪ Развитие фонематического восприятия.
▪ Развитие речевой моторики.
▪ Формирование правильного употребления звуков в спонтанной речи.
▪ Формирование лексико-грамматических категорий.
▪ Накопление активного и пассивного словаря.
Методы и приемы обучения на занятиях по логоритмике.
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя
разнообразные приёмы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого
и общего развития ребенка.
▪ Наглядно-зрительные;
▪ приёмы, обеспечивающие тактильно-мышечную наглядность с применением различного инвентаря;
▪ словесные приёмы;
▪ практические.
Структура занятий: логоритмические занятия составлены с опорой на
лексические темы и имеют принцип игрового обучения. Длительность занятия зависит от возраста детей – 20-30 минут.
I водная часть: 3-5 минут.
Включает в себя:
- различные виды ходьбы, бега с движениями рук, с изменением темпа и ритма движений;
- упражнения на ориентировку в пространстве;
- упражнения на развитие координации движений, регуляции мышечного тонуса.
II основная часть: от 10 до 15 минут.
Включает в себя:
- развитие артикуляционной моторики, голоса, дыхания, мимики;
- упражнения на развитие внимания, памяти;
- упражнения на развитие чувства ритма, темпа;
- упражнения на развитие координации речи с движением;
- упражнения на развитие координации пения с движением;
- слушание музыки для снятия напряжения;
- игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
III заключительная часть от 2 до 7 минут.
Включает в себя:
- упражнения на восстановления дыхания;
- спокойные виды ходьбы;
- упражнения на релаксацию.
Программа дополнительной услуги «логоритмика» рассчитана на два года обучения:
✓ учебный перспективный план для средней группы с сентября по май:
- количество занятий в неделю – 1;
- количество занятий в месяц – 4;
- количество занятий в год – 34;
- количество часов в месяц – 1час 20 минут;
- количество часов в год – 10 часов 40 минут.
✓
учебный перспективный план для старшей группы с сентября по май:
- количество занятий в неделю – 1;
- количество занятий в неделю – 4;
- количество занятий в год – 34;
- количество часов в месяц – 1час 40 минут;
- количество часов в год – 13 часов 40 минут.
Условия реализации программы
Требования к среде:
✓ Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
✓ Обязательно наличие зеркала, фортепиано, музыкального центра, ноутбука, набора аудио- и видеозаписей для
просмотра и прослушивания ритмических упражнений.
✓ Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки; таблицы со складами и текстами коротких песен,
иллюстрации к детским песенкам.
✓ Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны, погремушки, деревянные ложки.
✓ Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки, свирели.
✓ Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами: ксилофоны, колокольчики.
✓ Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты, многогранные палочки.
Требования к педагогу:
✓ Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным логопедическим или музыкальным образованием.
✓ Логоритмические занятия проводит учитель-логопед во второй половине дня.
Ожидаемые результаты первого года обучения
На более высоком уровне развитие и усвоение:
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
зрительного восприятия, внимания и памяти;
слухового внимания и памяти;
статической координации движений;
произвольной регуляции мышечного тонуса;
ориентировки в схеме собственного тела;
ориентировки в пространстве с опорой на правую руку;
восприятия пространственных признаков предметов;
динамической координации движений рук;
артикуляционной моторики;
мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
смыслоразличительной способности языка на основе материала звукоподражаний;
слогоритмической структуры слов;
поставленных звуков;
функций фонематического слуха;
понимания предметного, глагольного словаря.
Ожидаемые результаты второго года обучения
На более высоком уровне развитие и усвоение:
• произвольной памяти;
• темпо-ритмической организации речи;
• статической и динамической координации общих движений;
• статической и динамической координации движений пальцев обеих рук;
• артикуляционной моторики, мимической … ;
• восприятия отношений между предметами в пространстве;
• пространственная ориентировка в объектах, повернутых на 180 градусов;
• автоматизации всех звуков речи;
• функций фонематического слуха, навыков звуко-слогового анализа и синтеза;
• понимания логико-грамматических конструкций;
• грамматического строя речи, активного и пассивного словаря.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
«ЛОГОРИТМИКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Количество занятий в неделю – 1
Количество занятий за учебный год – 34
Методическая литература:
1. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Воронова Логоритмика для детей 5-7 лет
3. Аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая
логритмика».
4. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Название занятия
«Цыпленок и его семья»
«История о том как цып и цыпа свой дом искали»
«Белая козочка»
«У кошки день рождения»
«Зайка огородник»
«Любимое кушанье»
«Верные друзья»
«Сказка про зайцев»
«Круглый год»
«Времена года»
«Про Мурочку Мурысоньку»
«Мурка в город собирается»
«Как Мурочка деда Мороза будила»
Количество
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
«Дед мороз»
«Снегурочка на новогодней елке в лесу»
«Волчья песня»
«Петушок»
«Лисичка со скалочкой»
«Петух да собака»
«Бременские музыканты»
«Возьми меня с собой»
«А что у вас?»
«Вот так мастера!»
«Как стать большим»
«Даша и Маша»
«Горшочек каши»
«Как мышонок стал трудолюбивым»
«Сказка про бурого мишку»
«Чьи это ушки?»
«Как мышата помогли зайчонку свой дом найти»
«Красный фонарик»
«Колесо»
«Бычок смоляной бочок»
«Коза обманщица»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
январь
февраль
март
апрель
май
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ
«ЛОГОРИТМИКА»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Количество занятий в неделю – 1
Количество занятий за учебный год – 34
Методическая литература:
1. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Прогамма Г.А. Волковой, Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников, М., 1983;
3. Аудиопрограммы Екатерины и Сергея Железнова из серии «Музыкальные обучалочки»: «Наш оркестр», «Весёлая
логритмика».
4. М.Ю. Картушина. Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Название занятия
«Спор грибов и ягод»
«Путешествие язычка»
«В гостях у лесного гнома»
«Яблоко» по мотивам сказки В. Сутеева
«Пых»по мотивам белорусской народной сказки
«Колосок» по мотивам украинской народной сказки
«Приключение дождика»
«Краски осени»
«Палочка выручалочка» по мотивам сказки В. Сутеева
«Как коза в лесу избушку построила» по мотивам русской народной сказки
«Кот, петух и лиса» по мотивам русской народной сказки
«Теремок-холодок»
«Дед Мороз построил дом»
«Ёлка» по мотивам сказки В. Сутеева
Количество
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
Месяц
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
«Снеговик на ёлке»
«Морозята»
«Мороз Иванович» по мотивам сказки В. Одоевского
«Приключения снежинки»
«Снежная книга» по мотивам рассказа В. Бианки
«Мороз, солнце и ветер» по мотивам русской народной сказки
«Парад на красной площади»по мотивам стихотворения В.Орлова
«Гуси-лебеди» по мотивам русской народной сказки
«Я маму мою обидел»по стихотворению Э. Мошеовской
«Кем быть?»
«Откуда у носорога шкура»по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга
«Откуда у верблюда горб» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга
«Откуда у кита такая глотка» по мотивам одноименной сказки Р. Киплинга
«Космическое путешествие»
«Лекарство от зевоты»
«Пасха»
«Колобок»
«Волшебное зеркальце» по мотивам чешской народной сказки
«Как муравьишка дом солнышка искал»
«История о том, как гном построил дом»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
январь
февраль
март
апрель
май
Критерии для диагностики по логоритмике
для детей младшего и среднего дошкольного возраста
Диагностика неречевых психических функций
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Диагностика проводится в начале учебного года учителем-логопедом и музыкальным руководителем с целью
исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в
пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов
логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года,
чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических
занятий.
Критерии диагностики:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1
баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое
угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент:
- - .. 2-й элемент:
- .. - 3-й элемент:
--…
4-й элемент:
…-По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по
словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
• силу движений,
• точность движений,
• темп движений,
• координацию движений,
• переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1.Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно
выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка
от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
• «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно
выполненное упражнение.
• Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
• Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты заносятся в сводную таблицу.
Результаты диагностики неречевых психических функций на логоритмических занятиях (в баллах)
Май
Сентя
брь
Состояние мелкой
моторики
Сентя
брь
Состояние общей
моторики
Май
Ориентирова-ние в
пространстве
Май
Май
Восприятие и
воспроизведение
ритма
Сентя
брь
Слуховое
внимание
Май.
Фамилия, имя ребенка
Сентя
брь
№
п/п
Сентя
брь
Возраст детей: 3-5лет.